Закон 1-ФКЗ «О военном положении» на страже безопасности страны

187 0

Федеральный конституционный закон о чрезвычайном военном положении принят Госдумой 27 декабря 2001 года и одобрен Советом Федерации 16 января 2002 года. Документ регламентирует введение особого правового режима, который устанавливается во всей стране или на территории ее некоторых субъектов для отражения или предотвращения агрессии внешнего противника. Закон состоит из 23 статей, разбитых на пять глав.

Общие положения

Статья 1 содержит общие положения, которые поясняют цель введения военного положения – формирование необходимых условий для блокирования агрессивных действий в отношении РФ. Момент начала исчисления особого режима устанавливаются указом главы государства. В этот период могут действовать следующие меры:

Особенности социальной и правовой защиты военнослужащих: кто и как обеспечивает их права

  • ограничение некоторых прав и свобод граждан;
  • приостановка работы предприятий любых организационно-правовых форм;
  • возложение дополнительных обязанностей на население.

В статье 3 закона 2002 г.№ 1-ФКЗ «О военном положении» приводится исчерпывающий перечень актов агрессии против Российской Федерации, выступающих причинами перехода к особому режиму. К ним относится:

  • блокада портов и прибрежной территории ВС зарубежных государств;
  • осуществление бомбардировки или использование вооружения против РФ;
  • вторжение, оккупация либо нападение ВС зарубежных стран на РФ, а также факты аннексии;
  • нападение ВС зарубежных стран на представителей Вооруженных Сил РФ;
  • отправление каким-либо государством вооруженных формирований с целью выполнения агрессивных актов против РФ;
  • предоставление зарубежным государством своей территории другой стране для выполнения агрессивных действий против РФ.

Особенности применения уголовных и административных наказаний к военнослужащим.

Важно! Введение военного положения может быть также вызвано несоблюдением зарубежным государством действующего устава ООН, а также нормативных актов международного права.

Обеспечение военного положения

Закон о чрезвычайном военном положении в РФ наделяет полномочиями государственные органы власти и военного управления, позволяющими предпринимать меры для обеспечения особого правового режима. В статье 7 изложен перечень подобных мероприятий:

  • эвакуация населения, а также важных социально-экономических и культурных объектов;
  • временное ограничение деятельности ряда политических партий и общественных организаций, которые ведут деятельность, угрожающую безопасности страны;
  • организация специального режима въезда и выезда с территории, где введено военное положение;
  • установление особого режима функционирования объектов жизнеобеспечения;
  • привлечение населения к деятельности, связанной с оборонными нуждами и ликвидацией последствий атаки противника;
  • ужесточение мер поддержания общественного порядка, охраны важнейших государственных и социальных объектов, а также систем коммуникаций;
  • ограничение публичных мероприятий политического характера (митинги, шествия), забастовок, передвижения транспортных средств, выбора места пребывания, поездок за пределы РФ;
  • установление военной цензуры и другие меры.

Важно! 1-ФКЗ о военном положении также регламентирует ограничение на выполнение экономической и финансовой деятельности с целью изготовления товаров для государственных нужд.

Особенности правового режима при военной оккупации

Читайте также:  Как устанавливается отцовство в добровольном порядке?

Одной из ключевых задач военного положения является создание условий для обеспечения особого правового режима. С этой целью привлекаются ВС РФ и другие воинские формирования, которые поддерживают въездной и выездной режим с территории, принимают участие в эвакуационных и спасательных мероприятиях, охране общественного порядка и жизненно важных объектов, занимаются пресечением деятельности террористических и бандитских группировок.

Порядок управления

Целью введения законодательства о чрезвычайном положении выступает изменение системы управления в соответствии с требованиями военной ситуации. В этот период не допускается организация выборов и референдумов, а срок полномочий выборных государственных и муниципальных органов продлевается.

Женевская конвенция «Об обращении с военнопленными»

В соответствии со статьей 11 федерального конституционного закона от 30 января 2002 года ключевыми полномочиями в условиях военного положения наделяется глава государства. На него возлагается руководство процедурой обеспечения ВП и контроль за исполнением соответствующих мер.

Правительство реализует в основном технические функции, при этом его структура может быть скорректирована президентом. Представительный орган на основании положений Федерального конституционного закона принимает нормативные акты и денонсирует соглашения со странами-агрессорами.

Причины и следствие неявки в военкомат по повестке

Правовой статус граждан

Во время объявленного военного положения на граждан продолжают распространяться конституционные свободы и права, кроме тех, ограничение которых допускает закон о военном положении. Кроме того, они обязаны подчиняться требованиям федеральных и региональных органов власти, а также принимать участие в работах для нужд обороны и предоставлять с этой целью имущество.

Считаете полезным? Поделись с друзьями!
Возможно Вас заинтересует
Добавить комментарий




Наверх