SWOT-анализ предприятия, примеры практического применения
Классический SWOT-анализ предприятия – это определение всех его слабых и сильных сторон, а также выявление возможностей и опасностей (угроз), которые заключает в себе внешняя среда.
Особенности SWOT-анализа
Чаще он оформляется таблицей с четырьмя полями: две строки и два столбца. В левой части записывают то, что связано с самим предприятием (кадры, финансы). В правой – то, что не зависит от него (влияние социально-экономической ситуации, моды, демографии).
Свот-анализ включает несколько этапов:
- информационный (сбор данных о хозяйственной деятельности организации и показателях рынка);
- аналитический (расчет и анализ показателей);
- оценочный (заполнение SWOT-таблицы, сопоставление слабых и сильных сторон предприятия с внешними факторами);
- корректировочный (устранение недостатков, разработка программы действий).
Как увольняют сотрудников при ликвидации предприятия?
SWOТ-анализ предприятия дает представление о текущем состоянии дел – у себя и на рынке, служит основой для разработки маркетингового комплекса, является одним из инструментов стратегического анализа.
- Блоки для внутреннего анализа: «Персонал», «Маркетинг (цена, товар, продвижение, распространение)», «Финансы», «Менеджмент», «Продажи», «Производство».
- Блоки для внешнего анализа: «Демография», «Занятость», «Уровень жизни/Доходы населения», «Конкуренция», «Налоги», «Законодательство», «Конъюнктура рынка: цены, продажи, спрос, производство)».
Примеры практического SWOT-анализа
Проведение SWOT-анализа – важный пункт при выполнении курсовой работы по маркетингу или менеджменту (разработка стратегии). Однако нередко возникают трудности как при выявлении силы-слабости компании, внешних возможностей-угроз, так и при соотнесении внешних и внутренних факторов.
Провести грамотно SWOT-анализ компании можно опираясь на примеры составления соответствующей матрицы для реальных предприятий.
Проверка задолженности ФССП: как найти и вовремя оплатить
Например, дано производственное предприятие, которое выпускает мебель. О нем известно следующее:
- изготовление на протяжении 20 лет корпусной мебели эконом-класса из китайских ДСП с использованием нового отечественного оборудования;
- корректировка дизайна при появлении новинок, наличие моделей «классика»;
- реализация через собственный магазинчик;
- требовательность к качеству сборки (при этом все равно есть претензии к прочности мебели);
- снижение за последние три года объемов продаж, прибыли, рентабельности;
- из-за невысоких зарплат текучесть рабочих кадров;
- рекламирование в бесплатных газетах и на электронных досках объявлений.
Анализ рынка показал, что доходы населения за этот период сократились, и эконом-мебель стала наиболее востребованной. Это увеличило предложение в данном сегменте, включая белорусских и китайских.
Как проверить отчет ПФР на сайте Контур онлайн в 2018 году?
На основании указанных выше данных заполнена упрощенная матрица СВОТ-анализа:
Сильные стороны | Возможности |
1. Большой опыт специалистов
2. Новое оборудование 3. Современный и классический дизайн |
1. Смещение спроса на мебель в сторону эконом-класса |
Слабые стороны | Угрозы |
1. Использование материалов невысокого качества
2. Нет интернет-магазина 3. Невысокие финансовые возможности 4. Текучесть рабочих кадров 5. Слабое рекламное сопровождение |
1. Рост числа конкурентов в эконом-сегменте
2. Повышение цен на ДСП и фурнитуру
|
Матрица показывает, что эконом-сегмент, в котором работает исследуемое мебельное предприятие, стал самым востребованным. Сильные стороны позволяют предложить именно такую мебель, однако слабые стороны не позволят выдержать растущую конкуренцию – самую главную угрозу. Чтобы нейтрализовать ее, необходимо слабые стороны преобразовать в сильные:
- китайскую ДСП заменить на более качественную российскую (по цене разница незначительна, но претензии к прочности исчезнут);
- открыть на сайте интернет-магазин с бесплатной доставкой (это будет ключевым конкурентным преимуществом);
- продвигать сайт в поисковых системах.
За счет этого список сильных сторон возрастет до семи (добавится высокое качество), а слабых – сократится до одного-двух. Все это повысит конкурентоспособность предприятия, приведет к росту продаж, за счет чего можно будет повысить зарплату рабочим, и текучесть кадров сократится.
Итоги преобразований представлены для примера в девятипольной матрице (три строки, три столбца) – это второй вариант SWOT- анализа.
Сильные:
1. Опытные специалисты 2. Наличие оборудования 3. Стилевое разнообразие мебели 4. Высокое качество при невысоких ценах 5. Бесплатная доставка 6. Возможность заказа через интернет 7. Раскрученность сайта |
Слабые:
1. Ограниченность финансов 2. Постоянная смена рабочих |
|
Угрозы:
1. Увеличение конкуренции 2. Рост цен на ДСП, фурнитуру |
Поле СИУ (Сила-Угрозы):
Обход конкурентов за счет предложения качественной недорогой современной и классической мебели с бесплатной доставкой и возможностью заказа не выходя из дома |
Поле СЛУ (Слабость-Угрозы):
Использование для рекламы недорогих, но действенных инструментов |
Возможности:
1. Спрос на эконом-мебель
|
Поле СИВ (Сила-Возможности):
Увеличение доли рынка через активное продвижение сайта интернет-магазина |
Поле СЛВ (Слабость-Возможности):
Использование недорогих способов рекламы – распространение листовок (размещение за панелью домофона), ведение странички в социальных сетях
|
ВАЖНО. Корректировка слабых сторон требуется не всегда, а лишь в тех случаях, когда они создают угрозы для существования предприятия.
Как правильно написать объяснительную на работе в 2018 году?
Представленный практический пример поможет выполнить SWOT-анализ для любого предприятия. Главное – правильно выполнить анализ показателей предприятия и оценить ситуацию в стране в целом и на конкретном рынке в частности.