Понятие, виды военных преступлений в международном праве и ответственность за их совершение
Военное преступление в международном праве – особо тяжкое правонарушение, совершенное в ходе боевых действий, сопряженное с массовым уничтожением людей. Впервые международное сообщество заговорило о преступности в ходе вооруженных конфликтов после Первой мировой войны. После принятия ряда международных нормативных актов, регулирующих порядок ведения боевых действий, военные преступления не прекратились. Примеры таких правонарушений встречаются и по сей день.
Характеристика военных преступлений
Появление категории военных преступлений в международном праве обусловлено двумя главными факторами: техническим развитием и стремлением полностью уничтожить ресурсы противника. Появление новых типов вооружений, связанных с нанесением мучительной смерти, и оружия массового поражения привело к значительному повышению боевой мощи. Военные правонарушения получили окраску преступлений против человечности, поскольку уничтожение людей, бесчеловечное отношение и причинение страданий не должны становиться целями вооруженного конфликта.
Международная защита прав человека во время военных действий
Стремление уничтожить противника привело к появлению особых методов ведения войны. Разрушение гражданских построек, жилища, атаки на гражданское население, убийство военнопленных подрывают обороноспособность государства. Тем не менее деяния являются не оправданными с военной точки зрения, поскольку наносят ущерб не участвующим в конфликте людям.
Система международного гуманитарного права предусматривает исчерпывающий перечень военных преступлений во всех проявлениях. Они делятся на две крупных категории:
- Серьезные нарушения Женевских конвенций.
- Серьезные нарушения иных норм международного права.
Женевская конвенция «Об обращении с военнопленными»
Первая категория образует группу преступлений против человечности. Правонарушения связаны с умышленными действиями военнослужащих и распространяются на вооруженные силы противника. Женевская конвенция выделяет 8 наиболее тяжких военных преступлений в международном праве:
- бесчеловечное отношение (пытки, эксперименты биологического характера, истязания и увод в рабство);
- захват людей в качестве заложников;
- причинение мучений, страданий, в том числе путем телесных повреждений (отрезание конечностей, ввод ядов в организм, психологическое насилие);
- умышленное убийство (проявления действий убийства, не связанных с атакой противника или обороной);
- перевод военнопленных, гражданского населения противника на службу в собственных войсках;
- массовое уничтожение имущества, не связанное с ведением боевых действий;
- лишение военнопленных, иных лиц нормального судопроизводства (вынесение решений формата «без суда и следствия»);
- депортация, лишение свободы лиц, не связанные с законными основаниями.
Категория правонарушений, связанных с нарушением норм иных актов международного права, более разносторонняя. Среди такого рода деяний выделяют следующие группы преступлений:
Особенности применения уголовных и административных наказаний к военнослужащим.
- нападение на гражданское население (отдельные убийства, массовые, геноцид);
- нападение на гражданские объекты (школы, поликлиники, продовольственные места и т.п.);
- удары по объектам, людям, транспорту гуманитарных организаций, действующих под эгидой ООН («Красный крест»);
- нападения при условии, что преступник знал о риске причинения случайной гибели гражданским лицам и объектам и о несоразмерном ущербе;
- удары по незащищенным объектам, которые не могут быть целями военных операций.
Важно! Преступления, совершенные в боевых условиях, не имеют сроков давности. Известны случаи, как военачальники привлекались спустя 50-60 лет после событий, когда имело место преступное деяние.
Международно-правовое регулирование
Нормативно-правовое регулирование военной преступности обеспечивается специализированными международными актами. Основным актом общего содержания является Римский статут Международного уголовного суда. Это документ, включающий понятие, классификацию военных преступлений, описывающий особенности уголовной ответственности и одновременно устанавливающих порядок производства по делам преступников.
Закон 1-ФКЗ «О военном положении» на страже безопасности страны
Детализация правонарушений в зависимости от сферы и направленности содержится в Гаагских и Женевских конвенциях. Первая группа документов принята до Первой мировой войны – в 1899 и 1907 годах. Они регулируют порядок ведения боевых действий, разрешает и запрещает использование определенных типов оружия, методов, средств. Женевские конвенции составляют группу из 11 документов, принятых в период с 1864 по 1949 годы. Нормативные акты регламентируют преступления против раненых, больных, военнопленных, гражданского населения.
Вопросам регулирования военных преступлений посвящены другие документы. Они направлены на детализацию установленных в упомянутых выше конвенциях преступлениях, в том числе к условиям современных реалий вооруженных конфликтов. Условно документы можно разделить на следующие группы:
- Дополнительные протоколы к Гаагским и Женевским конвенциям;
- Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН;
- Уставы Нюрнбергского, Токийского трибуналов, Международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии);
- иные документы (отраслевые конвенции, пакты).
Правоведы особую роль придают Закону № 10 Контрольного Совета в Германии, в который входили высшие военные начальники США, СССР, Великобритании и Франции. Документ стал первым нормативным актом внутреннего права, регулирующим положения о военных преступлениях. В § 1 ст. 2 Закона впервые была закреплена классификация преступлений, совершаемых в ходе вооруженных конфликтов, а в § 2 – круг субъектов, подлежащих привлечению к ответственности.
Особенности правового режима при военной оккупации
Ответственность за совершение военных преступлений
Ответом на совершение правонарушений в ходе вооруженных конфликтов является привлечение к уголовной ответственности. Долгое время главными юрисдикционными органами, принимавшими решения в отношении военных преступников, являлись трибуналы. Подобного рода органы создавались с целью расследования преступных деяний и наказания виновных в рамках определенных военных действий. Наиболее яркими примерами являются:
- Нюрнбергский трибунал (над предводителями Третьего Рейха);
- Токийских трибунал (над японскими военачальниками после Второй мировой войны);
- Трибунал по Руанде (геноцид в 1994 году);
- Трибунал по бывшей Югославии (гражданская война 1991-2001 года).
Римским статутом 1998 года был утвержден единый юрисдикционный судебный орган, действующий на постоянной основе. Международный уголовный суд начал работу в 2002 году, но первое дело было рассмотрено в 2005 году. С тех пор суд вынес приговоры в отношении порядка 30 лиц. Наказаниями могут быть только тюремное заключение, хотя трибуналы активно использовали смертную казнь.
Права и обязанности военнослужащих Российской Федерации
Внимание! Консультативная служба МККК по международному гуманитарному праву известна лишь в узких кругах. Тем не менее орган является одним из важнейших в вопросе об уголовной ответственности за военные преступления. Служба содействует государствами, преступникам в выполнении обязательств, которые были назначены в качестве наказания судом или трибуналом.
Какими обязанностями и правами военный прокурор наделен по закону?
Военные преступления являются наиболее серьезными правонарушениями, охватывающими широких спектр общественных отношений. Преступность подобного плана имеет направленность против мира, против человечности, поэтому вопросы о ней решаются на межгосударственном уровне. Международным сообществом принято множество нормативных актов, регламентирующих вопросы военной преступности. Привлечением к ответственности занимаются специальные юрисдикционные органы, основным из которых является Международный уголовный суд.