Особенности правового режима при военной оккупации

26 0

Военная оккупация представляет собой понятие, обозначающее незаконное вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого, которая после успешно проведенного захвата со стороны неприятеля на неопределенный промежуток времени оказывается под его непосредственным влиянием.

Что запрещено при военной оккупации?

С начала 20 века по настоящее время любой сложившийся режим военной оккупации, согласно нормам международного права, должен проходить в соответствии с положениями Гаагской и Женевской конвенции, утвержденные в 1907 и 1949 годах. В них приведен перечень определенных условий и требований, которые должны строго соблюдаться вражескими оккупантами для сохранения безопасности мирных и ни в чем не повинных граждан, оказавшихся в эпицентре временного захвата.

Так, например, граждане, находящиеся внутри оккупированной территории и под контролем вражеского руководства, вправе при этом отстаивать свои собственные интересы, затрагивающие личные права и свободы.

Запрещается принуждать население оккупированной территории к ряду следующих действий:

  • принесению присяги на верность чужому государству;
  • совершению противоправных террористических актов против своей страны;
  • разглашению информации, связанной с государственной тайной или частной жизнью людей.

Образовавшаяся оккупационная власть в процессе установления своего нового политического режима на захваченной территории, по законам международного права должна предоставить подвергшимся опасности мирным гражданам все необходимые условия для их дальнейшего и благополучного проживания.

Сюда следует отнести беспрерывное обеспечение людей бытовыми товарами, включающие в свою основу продукты питания, необходимые санитарно-гигиенические средства, одежду и многое другое. Кроме того против захваченного населения запрещается использование следующих мер:

  • проведение жестоких насильственных действий, включающие ряд наказаний, связанные с проведением пыток, оскорблений или избиением людей;
  • нанесение морального или физического вреда с целью получения определенной выгоды;
  • проведение медицинских экспериментов или химически опасных опытов над живыми людьми;
  • использовать людей в качестве заложников, пользуясь их существующим безысходным положением и превосходящей численностью оккупантов;
  • запрет на предоставление возможности иностранцам временно пребывающие на захваченной земле в качестве туристов покидать оккупационную территорию для того, чтобы вернуться обратно на Родину.

Нормы международного права

Интересным и немаловажным фактом являются некоторые особенности, изложенные в международном праве, составляющие правовой режим военной оккупации. Согласно им, в процессе создавшегося межгосударственного военного конфликта, полноправные действия прежних органов государственной и исполнительной власти на местах оккупированной территории могут приостанавливать свою деятельность, передавая на время все свои административные полномочия вражеским военным командирам.

Суверенитет оккупирующего государства по-прежнему остается в силе. Это означает, что люди, которые на время оказались заложниками сложившихся обстоятельств, все равно по правовым основам Гаагской и Женевской конвенции, так или иначе продолжают оставаться полноправными гражданами своей собственной страны с присущими им конституционными правами и свободами, на которые чужеземные захватчики никак не вправе повлиять.

 

Таким образом, вся фактическая власть в противоправной борьбе двух воюющих сторон в рамках закона по-прежнему должна контролироваться населением захваченной местности.

Особенности военной оккупации

Деятельность законодательных и исполнительных ветвей власти, присущая любому развитому государству, при образовавшейся военной оккупации, может продолжать осуществляться прежними чиновниками, судьями и другими представителями власти только на основании их добровольного участия.

Действуя в рамках международного права, автором которого является Вирко Н.А., вражеским оккупантам запрещается переправлять жителей захваченной местности за ее пределы, а также, пользуясь сложившимся положением, использовать их на территорию оккупирующей державы в качестве бесплатной рабочей силы.

Если жизни захваченным гражданам угрожает серьезная опасность, то в таких случаях вражеская воюющая сторона, во избежание всевозможных жертв, должна принять все необходимые меры, в том числе и те, которые предусматривают эвакуацию населения за пределы ее района, области или города.

Вражеское государство и занятое его войсками территориальное пространство должно находиться под контролем оккупантов с сохранением при этом всех исторически значимых ценностей и национально культурных достояний захваченной местности. Сюда также необходимо отнести любые возведенные строительные сооружения, включая школы, институты, дома, церкви и т.д.

Что касается религиозных предпочтений и политических идеологий, то они должны в первую очередь опираться на индивидуальные предпочтения каждого человека и иметь возможность в принятии их независимого и не навязанного выбора.

Лица, достигшие 18-летнего возраста могут принудительно использоваться оккупантами в качестве бесплатной рабочей силы в исключительных и неотложных ситуациях, связанные с оказанием помощи пострадавшим. Сюда следует отнести доставку еды, продовольственных товаров, одежды, медицинских услуг ит.д.

Военная оккупация бывает двух видов:

  • первый вариант предполагает захват вражеской территории в условиях военного времени;
  • второй обусловлен послевоенными действиями, где оккупация проживающего населения является гарантом соблюдения оговоренных ранее условий одного из враждующих сторон.

Средства и способы проведения военных действий

В международном праве данной теме посвящен целый раздел, именуемый «правом Гааги». В нем представлены все виды современного вооружения, которые в зависимости от степени наносимого урона классифицируются на запрещенные, частично запрещенные и не запрещенные.Так, например, наличие химического и бактериологического оружия относится к категории запрещенных средств, которые недопустимо использовать в ходе военных действий. Эта информация четко прописана в конвенции. принятой в 1997 году.

За всю историю военных действий применение бактериологического оружия было зафиксировано только в конфликте между Японией и Китаем, который развернулся в годы Второй мировой войны. После его использования оно было признанно самым опасным.

Стоит отметить, что наличие ядерного оружия, обладающее страшной разрушительной силой, не имеет каких-либо конкретных запрещающих правовых норм. Однако по итогам Международного Суда ООН, проведенный в 1996 году, было решено, что любая попытка использования ядерного оружия с целью нанесения тяжелого неизгладимого ущерба одному или нескольким существующим государствам должна быть заранее согласована с требованиями международного права и его главными на данный момент времени представителями.

 

Считаете полезным? Поделись с друзьями!
Возможно Вас заинтересует
Добавить комментарий




Наверх