Ликвидация юридического лица – пошаговые действия учредителя
В процессе ведения предпринимательской деятельности учредители юридических лиц могут сталкиваться с необходимостью ликвидации субъекта хозяйствования. Как закрыть ООО самостоятельно и возможно ли выполнить такое действие без помощи посторонних лиц и профильных специалистов? Выполнение такого действия хоть и сопряжено с некоторыми трудностями, но вполне осуществимо одним из учредителей.
Способы прекращения функционирования юридического лица
К необходимости закрытия компании могут приходить по различным причинам. В зависимости от них применяются методы, среди которых можно выделить:
- Необходимость полного прекращения деятельности – ликвидации ООО;
- При наличии задолженности перед контрагентами и больших убытках оформление банкротства;
- Необходимость слияния нескольких единиц – реорганизация;
- Продажа юридического лица – временное замораживание деятельности.
Из перечисленных действий закрытие ООО в 2018 году является наиболее легким и его самостоятельное осуществление под силу тем субъектам, которые раньше не сталкивались с подобным вопросом.
АНО – платные услуги на льготных условиях
Рассмотрим особенности и моменты проведения ликвидации ООО самостоятельно. Пошаговая инструкция начинается с того, каким образом будет принято и зафиксировано решение относительно предстоящих действий по закрытию. Форма принятия решения будет полностью зависеть от количества учредителей:
- Если учредитель один, достаточно письменного подтверждение решения о закрытии;
- При количестве участников от двух и более потребуется провести общее собрание, на котором выносится решение и оформляется в виде протокола.
В протоколе отражают такую информацию – непосредственно положение о необходимости ликвидировать ООО и о создании комиссии. Копия составленного протокола рассылается имеющимся учредителям не позднее, чем через 10 дней после вынесения соответствующего решения.
Топ 3 способа узнать код ОКПО по ИНН
Направление уведомления в ФНС
Вторым существенным шагом, чтобы закрыть фирму самостоятельно в 2018 году, является уведомление налоговой службы. Обращение в ФНС должно последовать не позднее, чем через три дня после принятия решения о закрытии.
Уведомление составляется по форме Р15001, заверяется нотариусом и передается вместе с протоколом собрания или решением учредителя в течение трех дней с момента определения необходимости о закрытии юр. лица. Осуществляться передача может такими способами:
- Личное посещение отделения налоговой службы;
- Направление заказного письма с сопроводительной описью;
- Направление в электронном виде посредством зарегистрированной ранее учетной записи.
После направления уведомления в течение последующих 5 рабочих дней специалистами налоговой службы выдается лист записи ЕГРЮЛ, необходимый для проведения дальнейших действий по ликвидации субъекта.
Все что необходимо знать о коде ОКОПФ: для чего нужен, как расшифровывается, где можно узнать
Уведомление имеющихся контрагентов
Следующим действием, которым сопровождается самостоятельное закрытие, становится постановка в известность контрагентов юридического лица. Для выполнения такого шага потребуется опубликовать объявление в журнале «Вестник государственной регистрации». Официальным представителем или учредителем подается:
- Текст объявления о ликвидации;
- Квитанция об оплате.
После публикации объявления всем кредиторам дается два месяца с целью предъявления претензий по имеющимся задолженностям.
Уведомление сотрудником центра занятости
На основании ТК РФ за два месяца до необходимости осуществления ликвидации члены трудового коллектива должны быть уведомлены. В качестве причины отражается инициатива предпринимателя по причине закрытия субъекта хозяйствования.
Направление уведомления в центр занятости осуществляют за 2 месяца до ликвидации. В случае массового увольнения (при условии, что количество работников превышает 15 человек) необходимость уведомления возникает за три месяца до предполагаемой даты закрытия.
Предоставляются данные относительно сотрудников, работающих на данный момент в организации, их должности, оклад, прочая информация относительно выполнения трудовых обязанностей.
Куда жаловаться на бездействие прокуратуры?
Подготовка к проверке
Порядок самостоятельного закрытия ООО предполагает возможность осуществления проверки налоговыми органами. Такое действия не является обязательным, но в ходе плановых действий ФНС может входить в список тех, которые подлежат проведению такой процедуры.
Налоговую проверку осуществляют до момента полной ликвидации и в ходе проведения сверяются данные относительно финансовых движений, соблюдения норм составления отчетов и отсутствия скрытых сведений.
Составление промежуточного баланса
После истечения 2 месяцев с момента публикации объявления о предстоящем закрытии необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс. Действовавшие в 2017 году на текущее время правила не изменились и составляется он с указанием таких данных:
- Об имуществе ООО;
- О требованиях, предъявленных контрагентами;
- О результатах рассмотрения имеющихся требований.
ТОП-5 способов узнать регистрационный номер в ПФР
Погашение долгов и составление баланса
Следующим этапом, сопровождающим процесс ликвидации ООО, является погашение имеющихся задолженностей, которые могут быть следующими:
- Выплата за причиненный моральный вред или нанесенный жизни или здоровью;
- Заработная плата и прочие начисления, положенные сотрудникам предприятия;
- Налоговые выплаты, страховые взносы;
- Прочие задолженности перед кредиторами и контрагентами.
В случае отсутствия средств на погашение долгов период ликвидации сопровождается реализацией имущества на торгах и погашение происходит за счет вырученных средств.
Окончательным этапом того, чтобы провести самостоятельно процедуру закрытия ООО, становится составление ликвидационного баланса. Он содержит данные относительно оставшихся средств и того, каким образом они будут распределены.
Важный момент. Необходимо внимательно относиться к проведению расчетов – если величина ликвидационного баланса выходит по размеру больше, чем промежуточного, что составлялся перед этим, у ФНС может быть много вопросов, поскольку при прекращении деятельности и раздаче долгов он должен быть меньше.
Составленный баланс обязательно утверждается на общем собрании и оформляется задокументированным решением. После такого действия в соответствии с учредительными взносами могут быть распределены имеющиеся активы между всеми учредителями.
Окончательно закрытие ООО
Завершающие шаги юр. лица будут связаны с необходимостью заняться нулевым балансом и предоставлением документации, после которой ООО будет считаться ликвидированным.
Список необходимого для сдачи в ФНС выглядит следующим образом:
- Заявление по форме 16001;
- Окончательный баланс;
- Протокол собрания или решение о проведении ликвидации
- Квитанция, подтверждающая оплату пошлины;
- Справка, содержащая данные относительно отсутствия задолженностей в ПФ и Фонде соц. страхования. При условии их отсутствия сотрудники ФНС могут самостоятельно запросить данные по юридическому лицу.
По истечении 5 дней специалисты налоговой, к которой относилось ООО по месту своего юридического адреса, выполняют действия по остановке деятельности и полной ликвидации предприятия или организации. После получения документов, подтверждающих закрытие единицы хозяйствования, учредители юридического лица должны выполнить следующие действия:
- Закрыть банковский счет;
- Уничтожить имеющуюся печать и получить подтверждающие документы;
- Сдать документацию ООО в архив.
Итак, при возникновении необходимости ликвидации юр. лица один из учредителей или доверенное лицо может самостоятельно осуществить необходимые действия. Заключаются они в подаче заявления в ФНС, составлении промежуточных и ликвидационных балансов, выплате средств должниками распределении оставшихся активов.